Среда
01.05.2024
23:30

RSS
 
МДОУ ЦРР детский сад
№ 20 "Алёнушка"
официальный сайт
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Опыт работы педагогов [12]
Праздники и досуг [0]
Консультации для педагогов [2]
Дидактический материал [0]
Дополнительное образование [1]
Консультации для родителей [10]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Опыт работы педагогов

Пенькова Елена Алексеевна

«Совершенствование навыков изо – деятельности

у дошкольников младшего возраста
через нетрадиционную технику рисования - пластилинографию»

Дети очень рано замечают красоту в окружающем мире и тянутся к ней, поэтому очень важно, используя это стремление, обогащать чувственный опыт ребенка, развивать его эмоциональную среду. Поэтому именно в дошкольном возрасте необходимо создавать условия для развития детского художественного творчества.

Каждый ребенок рождается художником. Нужно только помочь ему разбудить в себе творческие способности, открыть его сердце добру и красоте, помочь осознать свое место и назначение в этом мире.

         Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для творческого развития способностей детей дошкольного возраста.

Нетрадиционные техники рисования – это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное – самовыражаться.

       Пластилинографию относят тоже к нетрадиционным художественным техникам, она заключается в рисовании пластилином на картоне или любой другой плотной основе. Фон и персонажи изображаются не с помощью рисования, а с помощью вылепливания, при этом объекты могут быть более или менее выпуклыми, полуобъемными. Допускается включение дополнительных материалов – бисера, бусинок, природного и бросового материалов. Новый вид рисования успел стать неотъемлемой частью занятий с дошкольниками в детском саду. Что же означает это слово?

         Понятие «пластилинография» имеет два смысловых корня: «графия» - создавать, изображать, а первая половина слова «пластилин» подразумевает материал, при помощи которого осуществляется исполнение замысла.

 Как видите, пластилинография соединила в себе самые любимые у малышей виды творчества: рисование и лепку.

        Дети в младшем дошкольном возрасте уже достаточно хорошо знакомы с пластилином: они раскатывают колбаски и шарики, сплющивают из них «блинчики», вытягивают пластилин, слепляют детали изображения друг с другом. При знакомстве с пластилинографией для детей 3 – 4 лет крайне важно овладеть новыми навыками, а именно: размазыванием пластилина тонким слоем по основе и «мазку».

Основные цели и задачи обучения дошкольников «Пластилинографии» :

  1. Формирование навыков работы с пластилином, развитие интереса к художественной деятельности.
  2.  Освоение новых приемов (скатывания, надавливания, размазывания) и создание с их помощью сюжетных картин.
  3.  Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
  4.  Развитие мелкой моторики, координации движений рук, глазомера.
  5.  Воспитание усидчивости, аккуратности в работе, желания доводить начатое дело до конца.

 

Поэтому  задания для детей данного возраста должны быть просты и легки, а потому для первых занятий отлично подойдут темы: «Солнышко», «Радуга», «Цветик-семицветик», «Бусы на елочку», «Снег кружится», «Осенние листья» и т. д.

       Очень важно, чтобы педагог внимательно следил за пальчиками детей, приучая их к правильным приемам. Например, размазывая пластилин, следует двигаться в определенном направлении: слева направо и сверху вниз. Работать нужно только подушечкой напряженного пальчика, следя, чтобы он не гнулся.

        То, что работа с пластилином играет огромную роль в развитии ребенка, не является преувеличением! Посмотрите, как много пользы приносят занятия пластилинографией с младшими дошкольниками:

Значение занятий по пластилинографии

  • Дети развивают умелость рук, укрепляют их силу. Движения рук становятся более согласованными, а движения пальцев дифференцируются (этому способствует мышечная нагрузка на них).
  • Дети учатся самостоятельно осуществлять движения, контролируя их силу, длительность, направленность и др.
  • Когда малыш вдавливает различные мелкие детали в пластилин, происходит развитие пинцетного хватания, т.е. захват мелкого предмета двумя пальцами или щепотью.
  • Для работы в технике пластилинографии важно не просто развитие руки, а совместное развитие руки и глаза, координации движений обеих рук.
  • Рисуя пластилином, ребенок постепенно подготавливает руку к освоению такого сложного навыка, как письмо.

      Обучение технике рисования пластилином состоит из трех основных этапов, на каждом из которых перед ребенком ставятся определенные задачи.

Вы их видите на слайде.

Расскажу об этапах подробнее.

   Для успешного освоения детьми техники пластилинографии очень важен подготовительный этап, когда дети знакомятся с пластилином и учатся простым приемам пластилинографии. Так, на первых занятиях они учатся надавливать подушечкой пальца на пластилиновый шарик, прикрепляя его, например, к спинке божьей коровки и т.д. Затем дети осваивают новый прием: размазывание пластилина кончиком (подушечкой) пальца. При его освоении воспитателю нужно следить за тем, чтобы ребенок размазывал пластилин именно подушечкой пальца, а не царапал ногтем. Параллельно они учатся работать на ограниченном пространстве и с пластилином нескольких цветов. На этом же этапе для усиления выразительности своих работ дети учатся пользоваться стекой.

          На основном этапе обучения дети совершенствуют технику рисования пластилином (учатся не выходить за контур рисунка, размазывать пластилин из столбика или шарика, рисуя различные деревья, солнышко и т.д.). На этом этапе дети приступают к рисованию, т.е. размазывают пластилин по всему рисунку, как будто закрашивая его. Цвет пластилина дети выбирают самостоятельно. На этом же этапе дети учатся создавать изображения из большого количества одинаковых деталей (н., капелек). Для придания работам выразительности дети закрепляют навык использования вспомогательных предметов (перышки, бусинки, крупа и т.д.).

На третьем, итоговом этапе дети самостоятельно выполняют задания, активно перерабатывая их, опираясь на имеющийся опыт и свое отношение к изображаемому (например, для разукрашивания дети самостоятельно выбирают цвет пластилина).

         При создании лепной работы могут понадобиться разнообразные цвета пластилина и их оттенки. Для получения нужного оттенка можно соединять пластилин различных цветов и сортов.

        Каждая деятельность сопровождается художественным словом и пальчиковыми играми, а также музыкальными произведениями. В результате дети активны, любознательны, уверены в себе, общительны с взрослым и сверстниками.

Для успешного освоения навыков пластилинографии при организации занятий используются следующие приемы:

1.Воспроизведение движений в воздухе.

Детям предлагают показать в воздухе, как они будут раскатывать «бревнышки».

2.Совместные (или «пассивные») действия.

Если ребенок не сразу может выполнить какой-либо прием самостоятельно, воспитатель берет его пальчик в свою руку и вместе с ним выполняет действие.

3.Работа детей на общем фоне.

Для этого организуется коллективная деятельность: дети на больших листах бумаги (фон) выполняют работу с общим сюжетом. Сначала на своих рабочих местах делают «заготовки», а потом подходят к фону. Пока они не освоят технику прижима к фону, он находится в горизонтальном положении; как только дети научатся прижимать к нему детали, фон располагается вертикально. Такая последовательность действий позволяет детям менять позу во время занятия.

4.Стихи, загадки подбираются к теме занятия и помогают изображению характерных особенностей объекта. Вопросы к детям должны иметь наглядную опору и соответствовать той деятельности, которую они выполняют.

5.Игровая мотивация.

Ее создание – важный стимул развития познавательного процесса. Ее суть состоит в том, что педагог создает проблемную ситуацию и ставит перед детьми для ее разрешения проблемную задачу, наталкивая на поиск путей и средств решения, в результате чего и происходит овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

6.Игровые приемы помогают активизировать деятельность детей, развить познавательную активность, наблюдательность, внимание, память, мышление, творческое воображение, поддержать интерес. Игровые приемы снимают утомление, так как игра делает процесс обучения занимательным. Игровые приемы – это способы совместного (педагог и дети) развития сюжетно-игрового замысла путем постановки игровых задач и выполнения соответствующих игровых действий

         В конце деятельности следует педагогическая оценка, которая является одним из важнейших приемов обучения. Оценке подлежит как результат решения учебной задачи, так и ход ее выполнения.

            В течение всего процесса выполнения работы надо хвалить, подбадривать каждого малыша, а в конце занятия еще раз, внимательно рассмотрев работы маленьких авторов, особо отметить их старание, вспомнить, что и зачем делали на занятии, смогли ли кому-то помочь, кого-то спасти, обрадовать и т.д.

        Занятия пластилинографией сначала под руководством взрослого, а затем самостоятельное творчество научат детей создавать своими руками интересные тематические картинки, которые они смогут поставить на стол, повесить на стену, преподнести своим близким и друзьям. А самое главное, дети смогут проявить свои творческие способности и обрести внутреннюю гармонию, будет формироваться их эстетический вкус. Дети узнают много интересного об окружающем их мире, научатся любить и не причинять вред природе и живым существам, населяющим нашу планету.

      Совершенствование навыков изо – деятельности у дошкольников младшего возраста через пластилинографию вполне соответствует  китайской пословице  «Скажи мне – и я забуду, покажи мне – и я запомню, дай сделать - и я пойму!»

       И в помощь подойдут пособия Галины Николаевны Давыдовой, в которых  занятия составлены с учетом возрастных физиологических, психологических, познавательных особенностей детей младшего дошкольного возраста. А использование художественного слова, игровых методов и приемов позволит воспитателям достичь успехов в формировании у детей изобразительных умений и навыков, развитии их творческих способностей. Я ими тоже пользуюсь и вам советую.

         Моя работа по художественно – эстетическому развитию детей младшего возраста при помощи данной техники (пластилинографии) реализовывается  через занятия  кружка «Послушные пальчики»  в некоторых темах, а также в практических видах деятельности, что содержится в вариативной части моей рабочей программы.

 

Категория: Опыт работы педагогов | Добавил: Алёнушка (16.01.2017)
Просмотров: 463 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Челябинский дошкольный портал
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz