Среда
01.05.2024
19:14

RSS
 
МДОУ ЦРР детский сад
№ 20 "Алёнушка"
официальный сайт
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Опыт работы педагогов [12]
Праздники и досуг [0]
Консультации для педагогов [2]
Дидактический материал [0]
Дополнительное образование [1]
Консультации для родителей [10]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Опыт работы педагогов

Из опыта работы учителя-логопеда Косоруниной Е.М.

Статья "Формирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики у детей с дизартрией"

С каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать, а усвоение этих знаний должно быть не механическим, а осмысленным.

Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном формировании у них речи. Это - основное условие успешного обучения. Ведь через посредство речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли. А так же развитие речи является основным направлением логопедической работы.

Для успеха коррекционной работы необходима совокупность целого рядя факторов, один из которых хорошо развитая тонкая моторика.

Все ученые, изучавшие деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее влияние функции руки.

Невропатолог и психиатр В.М. Бехтерев писал, что движения руки всегда были тесно связаны с речью и способствовали ее развитию.

Английский психолог Д. Селли так же придавал очень большое значение «созидательной работе рук» для развития мышления и речи детей.

А уже в наше время, в лаборатории высшей нервной деятельности ребенка в электрофизиологическом исследовании, проведенном Т.П. Хризман и М.И. Звонаревой, было обнаружено, что, когда ребенок производит ритмические движения пальцами, у него резко усиливается согласованная деятельность лобных и височных отделов мозга. А так, как в лобной области находится двигательная речевая зона, а в височной области - сенсорная речевая зона, можно говорить о том, что речевые области формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.

    Так как количество детей с речевыми нарушениями постоянно растет и в основе своей имеет место отставание или задержка в развитии именно моторной сферы речи, приоритетным направлением своей работы я выбрала формирование речевой деятельности через развитие мелкой моторики рук и графо-моторных навыков.      

   Особенно занятия по развитию ручной умелости полезны для детей-дизартриков, у которых при фиксации внимания на правильную артикуляцию зачастую возникают синкинезии (содружественные движения мышц). Непринужденная обстановка занятий с использованием игровых упражнений на развитие тонких движений пальцев рук снижает количество синкинезий.

Свою работу я разделила на два блока:

I. Развитие мелкой моторики рук на логопедических занятиях.

II.  Развитие графо-моторных навыков для домашнего задания.

В начале учебного года, параллельно с обследованием речевого развития детей, я

более глубоко обследую состояние мелкой моторики рук

 I.Ha логопедических занятиях я использую:

       Пальчиковые игры-упражнения

       Пальчиковый игротренинг

       Пальчиковую гимнастику, которая разделена на три группы:

 

-  1 группа. Упражнения для кистей рук.

-  2 группа. Упражнения для пальцев рук условно статические

-  3 группа. Упражнения для пальцев динамические.

Поскольку развитие ручной умелости предполагает определенную степень зрелости мозговых структур, заставлять ребенка заниматься «через силу» неэффективно. Поэтому я начинаю с того уровня упражнений, который будет получаться и доставлять удовольствие ребенку. Соблюдаю комфортный для ребенка темп выполнения упражнений, ободряю если что-то не получается.

В своей работе  стремлюсь к тому, чтобы тренировочные упражнения были эмоциональными, динамичными, разнообразными и неутомительными. Для этого использую наглядный картинный материал.

       Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывает у детей игра «Волшебные палочки», для которой я использую заточенные маленькие цветные карандаши. Ребенку предлагается выложить на столе сначала по образцу, а затем по памяти разные фигуры. Для того, чтобы разнообразить игру фигуры строятся то правой, то левой рукой и участвуют разные пальцы. Например: большой и средний, большой и указательный, большой и безымянный, большой и мизинчик. Самое главное то, что карандаши заточенные, так как заточенная часть еще и массирует подушечки пальцев.

       Так же, мною была изготовлена дидактическая игра «Пальчиковые шаги», в которой дети не только развивают мелкую моторику рук, но и помогают разным героям в различных ситуациях, что воспитывает в них доброту и отзывчивость.

       В свободное от занятий время дети собирают пазлы, мозаику, играют в шнуровки, помогают Золушке разобрать крупу и портному рассыпанные пуговицы, ходят в гости к животным по массажной дорожке разнообразной фактуры.      

       Изучая литературу и журнал «Логопед» я обнаружила, что наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой и рисованием в логопедических целях можно использовать нетрадиционные методы воздействия. «Су -Джок терапия» - это последнее достижение восточной медицины, высокая эффективность, безопасность и простота, наилучший метод самопомощи, существующий в настоящее время. С помощью колец «ёжиков» удобно массировать пальцы для благотворного влияния не только на речевое развитие, но и на весь организм.      

       Изучив опыт работы учителя-логопеда д/с № 15 «Орленок» Шагалиной Н.В. я нашла для себя новую игру «Сухой бассейн». Эта игра доставляет детям радость, когда они из крупы достают маленькие фигурки животных, узнают их, классифицируют и в тоже время массируют ладошки.

       С большим увлечением дети собирают из геометрических форм разнообразные фигуры.

       Так же очень полезны игры с прищепками, которые развивают не только мелкую мо­торику рук, но конструктивное мышление, научат ребенка определять цвета, окажут помощь в формировании элементарных математических представлений.

II. Развитие графо-моторных навыков для домашнего задания.

Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Механизмы формирования навыка письма сложны, его структура многокомпонентна, на успешность формирования навыка могут влиять различные факторы, в том числе умение ребенка управлять мышцами кисти руки. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.

Для того, чтобы научиться хорошо и красиво писать, я предлагаю родителям дома с ребенком овладеть элементарными графическими действиями. Рисуя, дети приобретают навыки необходимые в дальнейшем для написания букв.

В своей работе я использую различные виды заданий это:

-«Загадки волшебного карандаша» - 1, в которых необходимо обводить по точкам и раскрасить, получившиеся предметы.

-  «Загадки волшебного карандаша» - 2, в которых изображены наложенные друг на друга контурные рисунки. Ребенку необходимо увидеть и разукрасить только тот предмет, о котором идет речь в задании. 

-  «Занимательные лабиринты» - ребенок проходит по лабиринтам с помощью указательного пальца правой руки, если дорога найдена правильно, то задания выполняются простым карандашом.

Очень нравятся детям раскрашивать картинки в соответствии со значками,  штриховки-дорисовки, уменьшающиеся и увеличивающиеся штриховки.

Для развития умения ориентироваться на листе бумаги в клеточку я предлагаю задания «Умные клеточки», в которых необходимо раскрасить картинку цветными карандашами, а затем шариковой ручкой обвести по контуру разнообразные фигуры, которые являются элементами этой картинки и нарисованы в клеточках. Аналогичные задания дети выполняют в «Забавных линеечках».

Все эти задания и увлекательные, и полезные. Дети даже просят дать по две картинки. Не уходят с занятия, пока я не покажу, какая картинка будет дальше.

Выстроены эти задания по возрастающей степени сложности. С помощью материала, дети учатся, соблюдая нужное направление, воспроизводить круги, прямые вертикальные, горизонтальные, полукруглые и циклично повторяющиеся линии с закруглениями, не отрывая руки (все это будущие элементы букв), получают представление о рабочей строке и о клетках.

Параллельно на этом же самом материале у детей развиваются зрительное внимание, зрительная память, зрительно-пространственное восприятие, формируются функции распределения внимания, переключения зрительного внимания с одного объекта на другие. А так же это ранняя профилактика нарушений чтения и письменной речи.

Помимо игр и упражнений на логопедических занятиях и домашних заданий по развитию мелкой моторики мною сделаны ширмы и папки передвижки с красочными иллюстрациями и описанием игр, которые помогают родителям и воспитателям разнообразить занятия с детьми.

Сочетание всех этих игр с упражнениями по коррекции звукопроизношения и формированию лексико-грамматических категорий, позволяет значительно повысить эффективность занятий в условиях детского сада и оптимизировать выполнение логопедических упражнений с ребенком в домашних условиях.

 

 

Категория: Опыт работы педагогов | Добавил: Алёнушка (18.02.2013)
Просмотров: 1771 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Челябинский дошкольный портал
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz