Воскресенье
05.05.2024
12:53

RSS
 
МДОУ ЦРР детский сад
№ 20 "Алёнушка"
официальный сайт
Главная
Каталог статей »
Меню сайта

Категории раздела
Опыт работы педагогов [12]
Праздники и досуг [0]
Консультации для педагогов [2]
Дидактический материал [0]
Дополнительное образование [1]
Консультации для родителей [10]

Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Форма входа

Главная » Статьи » Консультации для педагогов

Инструктор по физической культуре

Консультация для воспитателей

«Здоровьесберегающие технологии в ДОУ»

 

Технология - это, прежде всего, системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

Здоровьесберегающая технология - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.

Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (ВОЗ).

Здоровье физическое - это совершенство саморегуляции в организме, максимальная адаптация к окружающей среде.

Физическая активность - естественная потребность здорового, развивающегося организма в движении (в детские годы выступает как предпосылка психического развития ребенка).

Здоровье психическое - это высокое сознание, развитое мышление, большая внутренняя и моральная сила, побуждающая к созидательной деятельности.

Психическая активность - потребность нормально развивающегося ребенка в познании окружающей жизни: природы, человеческих отношений; в познании самого себя.

Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. Главный их признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем.

 

1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья

 

Стретчинг      

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста в физкультурном или музыкальном залах либо в групповой комнате, в хорошо проветренном помещении   

Рекомендуется детям с вялой осанкой и плоскостопием. Опасаться непропорциональной нагрузки на мышцы         

 

Ритмопластика        

Не раньше чем через 30 мин. после приема пищи, 2 раза в неделю по 30 мин. со среднего возраста    

Обратить внимание на художественную ценность, величину физической нагрузки и ее соразмерность возрастным показателям ребенка         

 

Динамические паузы         

Во время занятий, 2-5 мин., по мере утомляемости детей          

Рекомендуется для всех детей в качестве профилактики утомления. Могут включать в себя элементы гимнастики для глаз, дыхательной гимнастики и других в зависимости от вида занятия        

 

Подвижные и спортивные игры 

Как часть физкультурного занятия, на прогулке, в групповой комнате - малой со средней степенью подвижности. Ежедневно для всех возрастных групп      

Игры подбираются е соответствии с возрастом ребенка, местом и временем ее проведения. В ДОУ используем лишь элементы спортивных игр      

 

Релаксация   

В любом подходящем помещении. В зависимости от состояния детей и целей, педагог определяет интенсивность технологии. Для всех возрастных групп

Можно использовать спокойную классическую музыку (Чайковский, Рахманинов), звуки природы        

 

Технологии эстетической направленности      

Реализуются на занятиях художественно-эстетического цикла, при посещении музеев, театров, выставок и пр., оформлении помещений к праздникам и др. Для всех возрастных групп    

Осуществляется на занятиях по программе ДОУ, а также по специально запланированному графику мероприятий. Особое значение имеет работа с семьей, привитие детям эстетического вкуса       

Гимнастика пальчиковая 

С младшего возраста индивидуально либо с подгруппой ежедневно   

Рекомендуется всем детям, особенно с речевыми проблемами. Проводится в любой удобный отрезок времени (в любое удобное время)     

 

Гимнастика для глаз          

Ежедневно по 3-5 мин. в любое свободное время; в зависимости от интенсивности зрительной нагрузки с младшего возраста      

Рекомендуется использовать наглядный материал, показ педагога      

 

Гимнастика дыхательная 

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы  

Обеспечить проветривание помещения, педагогу дать детям инструкции об обязательной гигиене полости носа перед проведением процедуры  

 

Гимнастика бодрящая       

Ежедневно после дневного сна, 5-10 мин. 

Форма проведения различна: упражнения на кроватках, обширное умывание; ходьба по ребристым дощечкам; легкий бег из спальни в группу с разницей температуры в помещениях и другие в зависимости от условий ДОУ          

 

Гимнастика корригирующая       

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы  

Форма проведения зависит от поставленной задачи и контингента детей      

 

Гимнастика ортопедическая        

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы  

Рекомендуется детям с плоскостопием и в качестве профилактики болезней опорного свода стопы

 

2. Технологии обучения здоровому образу жизни

 

Физкультурное занятие     

3 раза в неделю в спортивном или музыкальном залах. Ранний возраст - в групповой комнате, 10 мин. Младший возраст- 15-20 мин., средний возраст - 20-25 мин., старший возраст - 25-30 мин          

Занятия проводятся в соответствии программой, по которой работает ДОУ. Перед занятием необходимо хорошо проветрить помещение 

 

Проблемно-игровые (игротреннинги и игротерапия)

В свободное время, можно во второй половине дня. Время строго не фиксировано, в зависимости от задач, поставленных педагогом        

Занятие может быть организовано не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. 

 

 

Коммуникативные игры  

1-2 раза в неделю по 30 мин. со старшего возраста         

Занятия строятся по определенной схеме и состоят из нескольких частей. В них входят беседы, этюды и игры разной степени подвижности, занятия рисованием, лепкой и др. 

 

Занятия из серии «Здоровье»       

1 раз в неделю по 30 мин. со ст. возраста  

Могут быть включены в сетку занятий в качестве познавательного развития

 

Самомассаж  

В зависимости от поставленных педагогом целей, сеансами либо в различных формах физкультурно-оздоровительной работы

Необходимо объяснить ребенку серьезность процедуры и дать детям элементарные знания о том, как не нанести вред своему организму 

 

Точечный самомассаж       

Проводится в преддверии эпидемий, в осенний и весенний периоды в любое удобное для педагога время со старшего возраста         

Проводится строго по специальной методике. Показана детям с частыми простудными заболеваниями и болезнями ЛОР-органов. Используется наглядный материал       

 

Биологическая обратная связь (БОС)    

От 10 до 15 сеансов работы с компьютером по 5-10 мин. в специальном помещении. Рекомендуется со старшего возраста        

Необходимы соблюдение правил работы за компьютером. Рекомендуется специальная методика для дошкольников          

 

3. Коррекционные технологии

 

Арттерапия    

Сеансами по 10-12 занятий по 30-35 мин. со средней группы   

Занятия проводят по подгруппам 10-13 человек, программа имеет диагностический инструментарий и предполагает протоколы занятий        

 

Технологии музыкального воздействия

В различных формах физкультурно-оздоровительной работы; либо отдельные занятия 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных целей         

Используются в качестве вспомогательного средства как часть других технологий; для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя и пр.    

 

Сказкотерапия         

2-4 занятия в месяц по 30 мин. со старшего возраста      

Занятия используют для психологической терапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание, где рассказчиком является не один человек, а группа детей

 

Технологии воздействия цветом 

Как специальное занятие 2-4 раза в месяц в зависимости от поставленных задач           

Необходимо уделять особое внимание цветовой гамме интерьеров ДОУ. Правильно подобранные цвета снимают напряжение и повышают эмоциональный настрой ребенка      

 

 

 

 

 

Технологии коррекции поведения         

Сеансами по 10-12 занятий по 25-30 мин. со старшего возраста           

Проводятся по специальным методикам в малых группах по 6-8 человек. Группы составляются не по одному признаку -дети с разными проблемами занимаются в одной группе. Занятия проводятся в игровой форме, имеют диагностический инструментарий и протоколы занятий    

 

Психогимнастика    

1-2 раза в неделю со стар-шего возраста по 25-30 мин.  

Занятия проводятся по специальным методикам 

 

Фонетическая ритмика     

2 раза в неделю с младшего возраста не раньше чем через 30 мин. после приема пищи. В физкультурном или музыкальном залах. Мл. возраст-15 мин., старший возраст-30 мин.       

Занятия рекомендованы детям с проблемами слуха либо в профилактических целях. Цель занятий - фонетическая грамотная речь без движений   

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников, если будут созданы условия для возможности корректировки технологий, в зависимости от конкретных условий и специализации ДОУ; если, опираясь на статистический мониторинг здоровья детей, будут внесены необходимые поправки в интенсивность технологических воздействий, обеспечен индивидуальный подход к каждому ребенку; будут сформированы положительные мотивации у педагогов ДОУ и родителей детей.

 

Формы организации здоровьесберегающей работы:

 

1. физкультурные занятия

 

2. самостоятельная деятельность детей

 

3. подвижные игры

 

4. утренняя гимнастика (традиционная, дыхательная, звуковая)

 

5. двигательно-оздоровительные физкультминутки

 

6. физические упражнения после дневного сна

 

7. физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами

 

8. физкультурные прогулки (в парк, на стадион)

 

9. физкультурные досуги

 

10. спортивные праздники

 

11. оздоровительные процедуры в водной среде.

 

Используемые в комплексе здоровьесберегающие технологии в итоге формируют у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни.

 

Категория: Консультации для педагогов | Добавил: Алёнушка (03.04.2013)
Просмотров: 2136 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск

Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • Челябинский дошкольный портал
  • Инструкции для uCoz


  • Copyright MyCorp © 2024
    Бесплатный конструктор сайтов - uCoz